justfedja: (Fedja the  Barbarian)
[personal profile] justfedja
На съёмках очень просили: никаких социальных сетей, поэтому пост под замком.
И без перепостов, пожалуйста (хотя меня никто и никогда не перепостил).

Многие знают, что в нашем российском Судаке есть прекрасно сохранившаяся (ну хорошо, сохранилась она так себе, но реставраторы её творчески достроили) крепость, построенная генуэзцами в 1371—1469 годах. Подробнее, как всегда, можно почитать в Вики.
Судак крепость

Так вот, какие мысли могут прийти в голову после прогулки вдоль романтических каменных стен, в тени мощных башен, глядя на заросший изумрудной травой склон, довольно круто поднимающийся к верхней цитадели? Не знаю, как у вас, а у меня мысль была: «Ух ты, тут же фильмы можно снимать! Романтические воины, размахивая мечами, берут приступом вражескую твердыню…». А что бы вы сделали, если на воротах крепости увидели объявление: «Создатели фильмов бла-бла-бла приглашают вас стать участником исторического фильма «Викинг». Кастинг проходит по адресу…»? Наверное вздохнули бы, подумали «везёт кому-то, будет в фильме сниматься» и пошли бы ужинать. Вот и мы так поступили.
DSCN4625

А потом я всё-таки сходил на кастинг.
И прошёл его.


Сбор в 7 утра, толпа разнообразных типов переминается с ноги на ногу у стен санатория. Мне говорят что я получил роль «Знатного жителя Корсуни №4». Бирюзового цвета, расшитый золотом хитон и аутентичные кожаные сандалии переносят меня в Х век. Вокруг меня стремительно вырастает толпа византийских воинов и духовных чинов. Йо-хоу, сейчас мы им врубим Станиславского!
DSCN4888a

Забегая вперёд, скажу что участие в массовке (а именно в массовку я попал, обращались к нам «актёры массовых сцен, ещё дубль... И давайте побыстрее!») это маленькая игра, которую ты ведёшь с судьбой. Выдали хорошую (а не воссозданную по последней модели 974 года) обувь – выиграл. Сразу после обуви получил тяжеленную кольчугу – проиграл. Зато шлем нормально размера и по голове не ездит – выиграл. Потом надо пробежать пару дублей в доспехах, с о щитом и копьём вверх по мокрому склону. Очень длинному и очень скользкому склону. Вверх. Проиграл (но рад, что не помер. А мог бы и сдохнуть). После дублей повели обедать – выиграл. Обед сменил дождь, снимать невозможно, но дождь вдруг закончился! Проиграл. Вывели на локацию, построили. Снова пошёл дождь. Шерстяная рубаха и полотняные штаны быстро намокают. Проиграл. Зато между шлемом и головой удобная шерстяная шапочка-подшлемник, а сам шлем не протекает. Выиграл. Всё стоим и стоим, проиграл. Подходит помощник режиссёра и тыкает в тебя и соседа пальцем: ты и ты, со мной. Идём к оператору, ставят перед камерой, под навесом, по нам вымеряют расположения деталей в кадре: мы охрана князя, будем стоять и вдалеке будут бежать на штурм наши войска. На нас не каплет, а остальные 98 бойцов по-прежнему стоят под дождём. Выиграл.

Итак, после двух часов пребывания в роли респектабельного господина наш статус драматическим образом меняется. К нам, цвету, можно сказать, Корсуни, подходит неопределённого возраста старушка, говорит в рацию «значит, я этих делаю землекопами (да не может быть, наверное какое-то недоразумение)» и тыкает во всех граждан пальцами: за мной, в машину. Хитоны изъяты, получены безразмерные рубахи. Девушки-гримёры несколькими движениями превращают нас… В общем, быстро, безжалостно и профессионально я становлюсь «Землекопом №4 левой колонны».

Задание быстро объяснено, начались съёмки. Не углубляясь в подробности, скажу что византийские сандалии довольно сильно отличаются от сандалий Экко. Пластырей нет, кровавые рубцы на ногах заклеиваю малярным скотчем. Четыре полоски. Сами ноги серые от толстого слоя пыли. Канат, который мы очень быстро тащим по сценарию натирает кровавые рубцы на загривке и руках. Дубль, дубль, дубль.
DSCN4891


Но! Это магия. Магия кино. Никто не вздыхает и не работает в полсилы, никто не пытается увильнуть. Мы не чувствуем боли, мы с диким рёвом тянем и тянем чёртов канат, мы не чувствуем усталости, мы хрипим от натуги, мы всё делаем в полную силу. Самые разные люди, владелец миниотеля и студент, «конкретный» хип-хопер с тремя месяцами Донбасса за плечами и отдыхающий из Москвы, тридцать человек, четыре лошади и два огромных (вы даже не представляете насколько огромных) вола с полутораметровыми рогами тянут и тянут канаты. Часам к пяти начинают сдавать животные. Лошади всё чаще начинают крутиться и их копыта мелькают в метре от нас. Волы, взбешёные бессмыссленной работой (протащили десять метров и тянут назад. А вол, между прочим, задним ходом ходить не имеет. Полный разворот, возвращение, полный разворот) ревут и пытаются разодрать ярмо. Ещё дубль. Еще. Волы не выдерживают и один достаёт рогом пробегающего актёра. Рубаха располосована, человек чудом не задет. Лошади понесли, «конкретный» попал ногой в упряжь и его несёт по площадке. Совсем молодой паренёк-берейтор успевает схватить повод упряжки, но лошади мгновенно разворачиваются и пятятся прямо к нам. Парень наваливается на крупы лошадей, пытаясь их развернуть но куда там – он опрокинут, уже под одной лошадью и два задних копыта пролетают в десяти сантиметрах от его головы.
DSCN4945

Стоп. Все, дрожа, поднимаются на ноги и отряхиваются. Чудом никто не пострадал, синяки и ссадины не считаются.
Ещё дубль.

Снято!

Эти люди к концу дня были готовы закопать кого угодно.
DSCN4918a

********
Но в волшебном мире кино каждый новый день – новая жизнь. И всё хорошее, даже кинокарьера землекопа, однажды заканчивается. Так, придя на следующий день после окончания съёмок учебного пособия «как прокопать туннель под Ла-Маншем одной совковой лопатой и пятью алюминиевыми ложками», наша группировка замерла в ожидании новых перевоплощений. Вызывали сплошь славянских воинов, потом рекрутировали греческих солдат, вот уже византийские лучники пошли за костюмами, а про нас будто забыли. Мы даже начали волноваться. Но вот пришёл военком бригадир массовки и вызвал пятерых. Остальные тут же вызвались добровольцами.

Теперь ты в армии, парень!

DSCN4958

И ещё разок, на документы:
DSCN4967

Нас быстро раскидали по полкам, я был определён в Гвардейский Киевский Ударный им. кн. Игоря полк.
В полной форме, но без оружия.

DSCN4968

Кольчуга смотрелась прекрасно, немного смущал вес (6-7 кг., 10% от моего собственного веса), но зато каков красавец на фоне унылых кожаных доспехов. Особенно удручали новгородцы: сизо-зелёные кожаные панцири и треухи из толстой бычьей шкуры, ни дать ни взять орки. И ещё: добрая фея-реквизитор дала мне не «настоящую обувь славян» (кожаный валенок произвольной формы на завязочках, без каблука и с плоской кожаной подошвой), а китайские кроссовки, обклеенные кожей (правда, на полразмера маловаты). «Да это же печенежские!- Да ладно, пусть парню будет полегче…»

А потом события завертелись с необычайной скоростью. Примерно 30 кадров в секунду.
Через мгновение мы сидели в микроавтобусе и мчались в крепость (кстати, музей). Наш Себастьян Перейра быстро пересчитал нас и доложил кому-то: везу ещё 12. В ответ рация проревела на весь салон: ОТЛИЧНО, 95 ЕСТЬ! Нам было приятно: вот же, именно нас и не хватало! Резко затормозив, нас выпулили у неприметной калитки в крепостной стене. Быстрей, быстрей, получать оружие и в строй, бегом, бегом! -надрывался провожатый. Мы как могли быстро рысили к палатке, у которой стояли бутафоры. Палатка была близко, метрах в ста, но добежали мы изрядно запыхавшись. Шлем, подшлемник, пика, щит, готов, следующий! А теперь, ребятки, воон туда, там вас уже все ждут, да быстрей, быстрей! В общем, когда добежали, нам всем было уже не очень весило. К кольчуге (пусть 6 кг) надо прибавить щит (2 кг) и пику (3 кг). Не забудем про шлем (2 кг). Так и набирается 20% к собственному весу.

Ладно, отдышались, стоим у подножья крутого холма, где-то вверху крепостная стена, ждём. Смотрим на новых соседей, знакомимся, начались шутки по поводу бород (часть людей прошла кастинг в конце марта-начале апреля и тогда же им посоветовали начать отращивать бороды и усы. Многие получили бороды по воле гримёров. И какие бороды!). Рассматриваем оружие: сделано классно, все топоры немного разные, пики, мечи, булавы, кистени, луки… Подвезли ещё одну, последнюю группу рекрутированных.

«Как у нас с дымами? Приготовились, ребятки. Цель: быстро добежать до стены! Кадр: от… до… Камера, мотор! Дубль… Поехали! Крик!» Стоголосый дикий вопль, нечеловеческий, звериный взорвал утро в музее. Из головы сразу улетели все лишние мысли: рвануть вперёд и бежать, потрясая пикой и прикрываясь щитом. Туда, вперёд и вверх. «Побежали, ребятки!». Со стороны это наверняка было впечатляющим зрелищем: сто затянутых в серый металл и коричнево-сизую кожу мужиков сорвались с места и, дико, утробно рыча, волной понеслись вперёд. Волна обтекала произвольно расставленные по склону боевые щиты, плетни, раскуроченные телеги, валяющиеся тут и там колёса, два бутафорских трупа лошади. Да, со стороны это наверняка было прекрасно.

А на деле, когда бежишь вверх по склону, из-под шлема ты видишь только ммм… поясницу бегущего перед тобой воина. Время от времени ты задираешь голову и ищешь препятствия чтобы не врезаться в какую-нибудь разбитую повозку. Крик быстро превращается в сип, дышать нечем, сердце готово пробить грудь, щит и оружие становятся чугунными, но ты бежишь, бежишь, бежишь из последних сил к этой чёртовой стене, которая так медленно приближается. «Стоп, ребятки… На исходную. Ещё дубль». Бросив щит и пику, ты стоишь, уперевшись руками в колени. Вокруг люди, сидящие и лежащие на траве, тяжело, с выпученными глазами, глотающие воздух. Подобрав оружие, мы медленно, на подгибающихся коленях, спускаемся вниз. Мы идём и идём вниз, и кажется, что исходная где-то очень далеко. Неужели мы так быстро пролетели вверх всю эту дистанцию? Однако…

Пошёл дождь. «И ещё разок, ребятки! Дубль… Начали! Крик!» Мощный рык и мы снова несёмся вверх по склону. Нечем дышать, нет сил, но вперёд, только вперёд. В фильмах часто думаешь, рассматривая массы бегущих в атаку: «ну вот чего этот бежит прямо, не петляет, не маневрирует? Но ведь на войне так же убьют сразу!». А по факту да, оказывается, когда несешься вверх не до тактических уловок. Всё время орёшь, хрипишь или сопишь, пытаясь хоть немного выровнять дыхание, и думаешь: «только бы не сдохнуть во время этого чёртового БЕСКОНЕЧНОГО забега». «Стоп», и мы без сил валимся на землю. Дождь идёт всё сильнее.

«Актёры массовых сцен, можно спрятаться под выстроенный реквизит». По одному и маленькими группами тащимся под выстроенные у стены сооружения. Через крыши, крытые кожами, стекают струйки воды. Кто-то шутит: «Если надо будет бежать ещё раз, то нам всем крышка». Не смешно, зато правда.

«Объявляется обед на один час. Оружие и щиты забираем с собой». Длинная цепочка мокрых, еле живых людей шлёпает вниз по тропинке к огромной палатке. Актёру массовых сцен в день полагается одна тарелка супа. Съев суп, люди мгновенно падают на холодную землю и засыпают.
Ошую.

DSCN4970

Одесную.
DSCN4971

Большая часть группы, человек сто, из Симферополя. Мы начинаем в 7 утра. От Симферополя до Судака 2 часа, значит забирают их в 5 утра. Вчера мы закончили в 8 вечера, значит до города они добрались в 10 вечера. Добраться до дома, поесть, поспать, позавтракать и добраться до места сбора в Симферополе к 5 утра. И снова с 7 утра до 8 вечера. И одна тарелка супа.
Но каждый день автобусы привозят этих людей. Снова и снова.

Дождь всё продолжается и мы остаёмся в палатке. Когда дождь всё-таки закончится, мы снова будем бежать. И я, наверно, сдохну в этом забеге. Сдохну, но побегу. Мы все сдохнем, но побежим.

DSCN4972

В тот день дождь затянулся, нас всё-таки вывели на локацию, подержали немного и отпустили переодеваться.
За весь день было отснято два дубля, в одном была какая-то техническая погрешность, а в другом в кадр попал пластиковый стаканчик на траве. Оба дубля пошли в корзину.

*****
На следующий день светило солнце. Часть людей заболела и не пришла, и нам пригнали человек тридцать новых. Кольчуга была быстро сплавлена «молодым», кожаный панцирь после неё казался невесомым. Перун внял моим молитвам и я оказался лучником. Вот это да, скажу я вам, вот оно, счастье! Ни пики, ни щита…

DSCN4976

Режиссёр понял, что мы, конечно, поставленную задачу выполним, но потери личного состава восполнять довольно трудно. Теперь рывки вверх были метров на 100-150. Сколько раз мы бегали туда-сюда? 20? 30? Нас снимали со спины, сбоку, на уровне ног, из-за препятствия, как мы обтекаем камеру, сверху, со стены… Но каждый раз, по-звериному взревев, мы проносились вверх. Воины даже начали профессионально прикрывать щитами себя и, главное, нас, лучников. Специально отобранные добровольцы красиво падали, откинув щит и схватившись, например, за горло или плечо. Из многих щитов торчали стрелы. Мы стали профессионалами бросков вперёд и вверх.

А тем временем по далёкой крепостной стене расхаживали клятые византийцы, копейщики и лучники, и скучающе смотрели на нас. Иногда, ради развлечения, по нам выпускали пару-другую стрел. По мере освоения забегов в нас начала крепнуть ненависть к проклятым христианам гейропейцам грекам. Сначала мы издевались над ними. Потом оскорбляли. А потом отчаянные сорвиголовы в первой волне, человек 30, решили не останавливаться при команде «Стоп, на исходную», а продолжить забег. Недалеко, до ворот в стене. А там уж как пойдёт.

Два византийца и один славянин (борода и усы настоящие). Через два дня персонаж слева получит глубокую кровавую ссадину от виска до подбородка.

DSCN4910a
И вот, через 20 минут, после команды режиссёра, группа в полосатых купальниках доспехах, не снижая скорости, понеслась к воротам. Византийцам не надо было долго объяснять, чем это может для них закончиться. Из первоначального состава в человек тридцать их осталось может быть половина, остальных перевели к нам в варвары. Как потом рассказывали, человек шесть быстро сориентировались и выстроились плечом к плечу, выстроив стену из щитов и выставив копья. Но тридцать разъярённых варваров остановить довольно трудно. Две глубокие ссадины и несколько сильных ушибов.

И никаких обид. «На исходную. Камера, мотор! Приготовились! Поехали, ребятки!»

*******

Время идёт и лихорадка кино начинает отступать.
Итак, что же это было?
Люди
Съёмочная группа провела первый крымский кастинг в конце марта-начале апреля в Симферополе. Упор делался на людей с необычной, запоминающейся внешностью, высокого роста и в хорошей физической форме. На кастинге было необходимо сыграть в двух-трёх этюдах. На судакском наборе в мае я тоже проходил через  этюды. Это были довольно жестокие сценки, пожалуй даже не буду рассказывать. Как мне рассказывал симферопольцы, отсев был очень сильный, проходил один человек из трёх-четырёх. Многих прошедших сразу просили не бриться до конца мая. Но какие физиономии зато встречались на площадке!
Бизнесмен. Руки настолько понравились оператору, что снимали отдельно, крупным планом.
DSCN4964
Студент. Открыл в себе талант щёлкать бичом.
DSCN4949
Кикбоксёр. Его одного можно было выпускать против всего греческого войска: бугры мышц и абсолютная безбашенность.
DSCN4989a
Из-за плеча бойца выглядывает каким-то чудом затесавшийся ближе к концу съёмок паренёк неопределённой национальности, говоривший по-русски с довольно сильным акцентом. В автобусе, везущем нас, новонабранных славянских рекрутов, на съёмку, бригадир на секунду отрывается от шипящей рации и спрашивает нас  не оборачиваясь: «Так, тут все русские?» (имелось в виду славянские воины, нет греков). Раздаётся голос с заднего сиденья: «Нэт, йа нэ руйски». Представитель съёмочной группы смотрит на коряжистый сизый доспех, на бороду лопатой, торчащую из-под разлапистой шапки-шлема толстой кожи и удовлетворённо говорит: «Мало того, что русский, ты вообще новгородец». Ещё раз этот парень отличился, спрашивая: «А у вас в маршрутки правда заплатил, и едешь сколко хочешь? Можно сразу вийти, а можно долго ехать?». Люди недоумённо подтверждали, «да, заплатил и езжай, а у вас что, по другому?» «А у нас в посёлке Старый Крым маршруток нэт…» «А как ты до Судака добрался?» «На попутки добралса…». Но ничего парень, бежал передо мной, прикрывал меня от стрел щитом…
Moujik a-la russ. Отличный человек, отращивал бороду два месяца.
DSCN4937
После того, как этого актёра также забрили в солдаты, выглядел образцовым диким Russ Ivan из американских фильмов: щетина, какой-то особенно невообразимый доспех, кистень, хищный (так было положено по сценарию) взгляд.
DSCN4922a
Мефистофель тоже подался в актёры.
DSCN4920a
А уж сколько людей я не сфотографировал! Нам очень настоятельно рекомендовали не снимать, и уж тем более не выкладывать снимки в соцсети, так что это только малая часть «актёров массовых сцен». Верзилы с полуметровыми волосами, растатуированные бугаи, усачи и бородачи, бритые черепа и пышные чубы. Кого только не было! Но все, все без исключения ревели и бежали, тянули и толкали, выкладываясь на 100%.
Костюмы
Честно говоря, это был шок. Ряды коробов с обувью. Вся обувь разная, одних греческих сандалий не меньше дюжины видов. Славянских кожаных лаптей так просто не сосчитать, все с разными завязками, разных цветов и моделей. Доспехи русских чётко различались общим стилем: киевляне, новгородцы, жители Полоцка (полоччане? половчане? полоцкогородцы? Но не половцы, точно). Но и двух одинаковых доспехов у киевлян или новгородцев найти было нельзя! По-разному сшитые куски кожи, в разных местах нашиты (или оторваны) грубые бляхи, огромное разнообразие шлемов, особенно у Новгорода. Драные (по-разному!) металлические кольчуги с произвольно нашитыми кожаными полосками и металлическими накладками. Даже ремни были разными. Но ладно мы, орки, а подтянутые, щеголеватые греки!
DSCN4962
У персонажа справа диагональная полоса через плечо была ВСЯ обшита маленькими камушками, имитировавшими кораллы. Всем знатным грекам были выданы РАЗНЫЕ перстни, плащи крепились затейливыми фибулами. Костюм коменданта Корсуни стоил 4000 долларов (сам слышал, как в панике шептались костюмеры, когда актёр где-то потерялся на полчаса). И это я ещё не сфотографировал епископа и хоругвиев!
Грим
Девушки-гримёры смотрели на нас несколько секунд, потом вставали между нами и зеркалом, делали несколько движений губкой и… на нас из зеркала глядели какие-то дикие чумазые зверообразные образины, или наоборот, невзрачные серые  пенсионеры оборачивались вальяжными отцами города. Но девушки не останавливались и губки начинали ходить по нашим шеям, ладоням, чернили даже ногти и зубы. Из баллончика красили подошвы обуви. А ведь мы на экране будем не больше спичечного коробка!
В общем один из самых волшебных моментов происходил утром, когда толпа людей, одетых в джинсы, шорты, футболки и спортивные куртки, с в общем-то невзрачными лицами, вдруг превращалась во франтоватых византийцев и чумазых северных варваров. Магия!
Бутафория
Достаточно сказать, что амуницию и оружие делала та же компания, что делала бутафорию для «Игр престолов». ОЧЕНЬ качественно, все варварские топоры, пики, щиты, луки хоть немного, но отличались друг от друга. У сверхдиких новгородцев (вот уж звери) щиты были обиты натуральным мехом! В крепости поверх стен возвели широкие проходы, чтобы могли пройти процессии духовенства и свободно пробегали отряды солдат. Когда я впервые поднялся на стены, я был уверен, что по обеим сторонам от меня каменные зубцы, но одна сторона была полностью собрана из пенопластовых блоков, тщательно покрашенных и замазанных на стыках раствором. Отличить от настоящих блоки можно было только нажав посильнее на это декорацию. Пол был покрыт коричневыми, потемневшими от времени досками, кое-где перекрытыми полосами ржавого железа. А с тыльной стороны это выглядело так
DSCN4892
Это я не говорю о мелких деталях, добавлявших атмосферности на поле боя: разбитые повозки, истыканные стрелами плетни, два трупа лошадей, застывших с выпученными глазами. Сколько раз мы цеплялись и падали из-за всех этих милых «деталей», сколько раз пинали лошадей со словами «это ты виновата, что переснимать дубль будем», опять же выбирали лучшие кусочки конины на обед («не такая уж и дохлая… Зато мясо!»).
Актёры первого плана
Впечатлил Игорь Петренко. Очень харизматичный, с низким, рокочущим голосом, сосредоточенный и в то же время умеющий разрядить обстановку короткой шуткой, он почти целый день работал с нашей группой из восьми человек. Уходя, всем нам пожал руки и поблагодарил каждого. Лапища у Игоря тоже оказалась внушительной.
Данила Козловский. Длинноволосый русый красавчик, но показался немного нервным. А уж восемь дублей подряд, переснимавшихся из-за того что Данила каждый раз импровизировал с текстом… Данила, хочешь импровизировать – играй джаз, а тут кино и надо говорить роль! Сто мужиков напряжённо глядели на своего «обожаемого» вождя и ждали, когда тот скажет всё правильно…
В фильме также будут Сергей Безруков (ну как без него), Максим Суханов, Екатерина Вилкова, Светлана Ходченкова. Про сюжет ничего не скажу, не буду раскрывать интригу, но в общем и целом – по «Повести временных лет». Нестор-летописец паузы между годами оставил большие, есть где порезвиться сценаристам. Бюджет колоссален, госзаказ и Первый канал.
Съёмочная группа
Интересно было наблюдать пикировки режиссёров-постановщиков и операторов. Это равновеликие фигуры на съёмке, и ругаются они ожесточённо, но с достоинством. Люди с дымами, возникающие ниоткуда и в мгновение ока погружающие нас в бело-серый туман. Водители, постоянно заезжающие в кадр. Патрулирующие гримёры и бутафоры, появляющиеся после слов «на исходную» и молчаливо и остервенело чумазящие наши запыхавшиеся рожи, мочащие подмышки (спасибо, у нас и своего пота достаточно) и подтягивающие разнообразные поручи и поножи (не актёрское это дело, шнурочки и пряжечки застёгивать).
«Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя» (А.С. Пушкин, «Борис Годунов»)
Если режиссёр Андрей Кравчук в итоге снимет какую-нибудь дрянь… То пусть на пощаду не рассчитывает. Придём и разберёмся с ним, быстро и жестоко. Мы, актёры массовых сцен, шутить не будем!
Fin

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

justfedja: (Default)
justfedja

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
2021 2223 242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 12:57 am
Powered by Dreamwidth Studios